Устройство Школы Дурмстранг

Школа Дурмстранг традиционно обучает волшебников Восточной Европы и скандинавских стран. Точное местоположение её, как и любой другой школы волшебства, неизвестно. Говорят, что «где-то на Балканах», «в Карпатских горах», но это слухи. Когда она была основана, никто точно не знает, сведения о ней появляются в разнообразных документах и записях начиная с XIV века.
“…Истинно же, что Крепость наша, будто птица, два крыла распахнувшая, делится на два Дома – великих и издавна свой род ведущих. Дома же эти – Дом Цепеша и Дом Ракоци. Каждый из них принимает под свою сень только тех, кто сможет соотнести суть свою и дух своего дара со стремлениями этого дома; а стремления эти таковы...”

Традиции распределения
Дурмстранг составляют два дома: Дом Ракоци и Дом Цепеша. Дома делятся на Ветви.
Распределение учеников по Домам определяется воротами Дурмстранга, пройдя через которые ученик оказывается в одной из двух башен Замка. Первые два года ученики одного Дома обучаются вместе. Родственников, в случае попадания в один Дом, обычно не разделяют, более того, их принято селить вместе. К концу второго года склонности большинства учеников являют себя, и они присоединяются к одной из Ветвей, согласно своим предпочтениям и талантам. В Доме Ракоци ученик выбирает между Ветвью Коня и Ветвью Винограда. В Доме Цепеша — между Ветвями Светоча, Иконы и Ножа. Те, чьи склонности так и остаются неопределенными к этому моменту, считаются наиболее пригодными для Ветви Ножа.

Подробнее о Домах и Ветвях
В Дом Ракоци попадают те ученики, кто предпочитает встраиваться в мир и следовать за его естественными изменениями.
“В Доме Ракоци постигают знание те, кто суетному кругу людей предпочитают Природу и знания о ней. Для тех, кто различает не людскую молвь, а голоса зверей лесных, открыты двери этого Дома. Круговорот светил над плодородными полями и бег дождевых струй служат основой их искусства; учатся они подчинять своей воле тугие виноградные гроздья и непокорных коней. Внемлите же, что Дом Ракоци, подобно Дому Цепеша, тоже выпустил могучие побеги – но их не три, а два, две Ветви”.
- Ветвь Коня, на которой учатся преимущественно мальчики, здешние ученики – охотники, драконологи и следопыты, перед которыми расступаются колючие ветви кустарников, пропуская их в тайные чащи, заклинатели зверей, которых не трогают лесные твари, к которыми свирепые псы ластятся, как котята, которых признает хозяевами могучие дикие кони, способные одним ударом убить человека.
- Ветвь Винограда, куда попадают в основном девочки, выпускает умелиц и мастериц травничества, колдомедицины, предсказаний, заклинательных песен и амулетов. Их искусство издавна называется людьми ведьмовством. Здесь учат исцелять раны природы; взывать с просьбой к земле и с благодарностью принимать ее дары.
В Дом Цепеша попадают ученики, склонные менять мир своими действиями.
“Дом Цепеша учит тех, чье призвание – быть среди людей, и мир людской изменять. Не среди тварей бессловесных, не среди горных вершин и лесов, пустынных место их, – а среди человеческих жизней, что роятся, подобно пчелам, наполняя наш мир своим неумолчным шумом. Судьбы людские кроить, подобно лоскутам ткани – и друг другу, и всем, кто даром нашим призван, помогать – их удел”.
- На Ветви Светоча учатся те, кто превыше всего ставят мастерство. Они предпочитают исследовать суть вещей и создавать новые магические предметы. Отсюда выпускаются мастера, которые могут создать котел, волшебную палочку, думослив и многое другое, без чего немыслима жизнь волшебника. Здесь изучают всевозможные науки, которые служат подспорьем в овладении ремеслами. Эта Ветвь подобна Гильдии Мастеров.
- Ветвь Иконы предпочитают те, кто проявляет лидерские качества и не боится взять на себя ответственность за других. Считается, что у тех, кого выбирает эта Ветвь есть особый дар - обращать свою душу в слова, вдохновлять и вести за собой. Отсюда выпустились многие известные впоследствии лидеры, психологи и дипломаты, но также и музыканты, поэты. Ну, и некоторые темные маги. Например, ГиллертГриндевальд окончил именно эту Ветвь. Пришедшие сюда постигают трудное искусство воздействия своей магией на людей. В том числе и темной магией.
- Студенты Ветви Ножа своим искусством избрали волшебство, связанное с самой пугающей сферой человеческого бытия, смертью. Здешние ученики малочисленны; известно, что в процессе обучения некоторые вовсе отчисляются из Дурмстранга. С этой Ветви выпускаются отважные воины чар, мракоборцы; а также могильщики и знатоки некромедицины.

Особенности обучения
Обучение в Дурмстранге длится девять лет и основывается на совмещении индивидуальной работы и привычных школьных уроков. При этом программы разных Ветвей и изучаемые предметы различаются. Многими знаниями студенты делятся друг с другом. В этом им помогает система общежитий, где живут группами родственников.
Любой студент после выбора ветви обязательно имеет Наставника и тему для разработки. В ходе разработки темы ученик проводит эксперименты, результаты которых остаются в его личном деле и школьной библиотеке. Эксперимент должен соответствовать правилам школы. За проведение неразрешенного эксперимента (особенно если он окончился неудачно и это стало известно), ученика ждет жестокая кара (исключение из школы — не самая жестокая). Зачастую исследовательские работы и эксперименты проводятся группами учеников с разных Ветвей.
В Дурмстранге распространено использование физических наказаний провинившихся студентов: стояние в позе журавля на одной ноге с регламентированной переменой ноги («смена раз в минуту», «смена на 200 счетов» и т.д. ), традиционные розги и так далее.
Наказания могут быть назначены любым из преподавателей. Отработки чаще всего назначаются в случае порчи школьного имущества.
В Дурмстранге изучаются некоторые основы Темных Искусств (Некромедицина, Малефиции, Темные Ритуалы и пр.). Из-за этого школа имеет довольно мрачную репутацию, но сами дурмстрангские волшебники относятся к такому положению дел спокойно. Необходимо, однако, помнить, что большая часть Темных Искусств также запрещена на территории Восточной Европы, как и в остальном мире. Опасные эксперименты в Дурмстранге жестко регламентированы (как мы видим, пока что школа не взорвалась).

Игра
Общеизвестно, что в Дурмстранге среди учеников каждую зиму проводится игра, цель которой — отточить навыки участников и выявить двенадцать лучших учеников этого года. Имена учеников записываются в специальную книгу, лежащую в кабинете Директора, и на весь следующий год они обладают особыми привилегиями. Говорят, что эта традиция никогда не прерывалась, так что в упомянутой книге можно прочитать имена лучших учеников за все годы существования Школы.
Управление школой
Школа управляется ректором, сейчас это Драгомир Данешти, сменивший Игоря Каркарова, подавшегося в бега. У каждой из Ветвей есть декан, назначаемый ректором, и старшие преподаватели. Обучение в Дурмстранге стоит немалых денег, поэтому в основном в нем учатся представители известных и не бедных магических семей или дети, получающие от кого-нибудь денежную помощь. Собственно, именно оплата обучения чаще всего становится официальной причиной сложности попадания магглорожденных в Дурмстранг.
В 1976 году предыдущий ректор Дурмстранга Вайнс издал знаменитый “Указ на Дверь” и закрыл двери Школы перед теми, чье обучение оплачивали вампирские кланы. Этим ученикам срочно прошлось искать иные способы обеспечивать свое образование. Некоторые из них были приняты или нашли себе покровителей в магических родах. Их принято было называть младшей ветвью семьи, игнорируя их личные фамилии. Это, конечно, было достаточно оскорбительно -- но позволяет им учиться.

Изучаемые предметы.
В Дурмстранге изучаются как традиционные магические дисциплины, такие как Теория Магии, Чары, Зельеварение, Трансфигурация, Рунология и др, так и те, которые в Хогвартсе не изучаются или даже запрещены.
Более подробно я остановлюсь на тех, который в Хогвартсе не изучаются:
Обязательные дисциплины:
1. Теория Темных Исскуств - рассмотрение принципов работы Темной Магии, ее устройства и места в мире.
2. Методы Познания (Защита от Самих Себя - ЗОСС).
Основы познания через эксперимент, курс техники безопасности при магических исследованиях и общая методология магии.
3. Теория и практика выживания.
Волшебные твари и как их убить, командные взаимодействия и тактика в применении чар.
4. Волшебные и сверхволшебные твари.
Волшебные твари, которые достойны лучшей участи, чем та что их ждет на “Теории и практике выживания”. Драконы и как выжить при встрече с ними. Мифические животные и их место в мире. Теория (речь о практике по Драконологии пойдет ниже)
5. Ритуальная магия.
Трудный и опасный путь с неочевидным результатом - мир через символы и рассчет энергии для ритуала.
6. Создание и изучение волшебных предметов.
Теория и практика создания предметов, обладающих волшебными свойствами.
7. Основы Мракоборчетва. Теория.
История мракоборчества. Несколько расширенный курс этой области Истории Магии.

Факультативные предметы
1. Заклинательные песни.
Магия песен, древнее и почти забытое искусство, теория и практика.
2. Волшебные травы и амулеты.
Традиционные для Восточной Европы волшебные травы и возможности их использования, создание амулетов как творческий процесс.
3. Малефиции.
Изучение сглазов, порчи и проклятий, теория и практика.
4. Некромедицина.
Альтернативные способы излечения.
5. Магические основания власти.
Волшебник и общество - вопросы взаимодействия и влияния. Легитимность власти и ее оправдание.
6. Ментальная магия.
Изучения методов воздействия на разум.
7. Анимагия.
Путь осознания своего внутреннего зверя и взаимодействия с ним.
8. Драконология.
Практический курс взаимодействия с Драконами. (возможен только после успешной сдачи того раздела курса "Волшебные и сверхволшебные твари" (раздел про Драконов) и признания ваших "заслуг"  самими драконами).
9. Основы Мракоборчества.
Боевая практика. Допускаются вся Ветвь Ножа, плюс обладатели Непревзойденно по всем сопутствующим предметам.

Творческие работы (Эксперименты)
Дурмстранг выделяется из ныне существующих Европейских Магических Школ направленностью на развитие самостоятельности в магических изысканиях и обучении. Получение личного магического опыта является необходимой частью познания магии. Одна теория и наблюдения за происходящим, с точки зрения педагогической системы, которой придерживаются в Школе, не могут дать студенту необходимого чутья и интуитивного понимания грядущего результата. Считается, что полноценным и серьезным магом невозможно стать, лишь читая о том, что придумали другие, да тренируя то, что изобретено раньше.
Только опыт - личный, экспериментальный, творческий - может стать гарантией того, что выпускник Школы понесет дальше её гордое имя, прославит его или заставит окружающих проклинать учителей. И чем раньше этот опыт оградит мир от неумех, трусов, глупцов и гордецов, тем лучше - считают педагоги.
Таким образом, согласно учебной ведомости, кроме общих курсов, любому из студентов полезно выполнять во внеклассное время дополнительные, или как их называют неофициально - творческие работы.
Естественно, что развитие любого из проектов связано с изучением материалов и источников, что, в свою очередь даёт хороший навык самостоятельного поиска этих материалов и источников, а также позволяет переводить получаемые знания в активную форму.
Обычно к пятому году обучения студент Дурмстранга выбирает для себя первую самостоятельную работу. Зачастую её тему предлагают преподаватели, ориентируясь на склонности и интересы ученика, но бывают случаи, когда сам студент настолько увлечен какой-либо областью магии, что требуется множество усилий, чтобы оградить его от него же самого. До 1981 года в Дурмстранге отсутствовал комплексный подход к творческим работам, что нередко приводило к исключению студентов из Школы, увечьям и, порой, даже к смерти неудачливых экспериментаторов или их окружения.
До окончания Школы большинство студентов успевает выполнить несколько самостоятельных творческих работ: по-одиночке или в группах.
Традиционно, хотя бы часть таких исследований содержит в себе практическую часть. Более того, именно практика - эксперименты и наблюдения за ними оцениваются преподавателями наиболее высоко. Для студентов же это становится возможностью самим окунуться в богатейший мир практической магии, причем, зачастую, находясь в уникально благоприятных условиях.
Естественно, что система творческих проектов, ориентированная на самостоятельность студентов, порождает множество попыток злоупотреблений со стороны учащихся (или же просто непроходимой тупости), поэтому в Дурмстранге есть два очень строгих правила:
1. Никто из учащихся не имеет права проводить учебный эксперимент без обсуждения и разрешения преподавателя.
2. Вина за проваленный эксперимент целиком лежит на студенте, который его проводил.
Естественно, у этих запретов есть способы обхождения: большинство удачных экспериментов, даже если они проведены тайно и без разрешения преподавателей, обычно поощряются и становятся гордостью студента, конечно, в том случае, если не был нарушен закон. По окончанию эксперимента-учебного исследования учащийся обязан подать отчет, который также должен получить одобрение наставника. Если отчет не подаётся – эскперимент считается не прошедшим одобрение Школы, и за это тоже следуют санкции.
Если же эксперимент, о котором не знали преподаватели, проваливается – и его последствия затрагивают Школу, её учащихся, имущество или преподавательский и обслуживающий персонал – ученика ожидает наказание. Если эксперимент привел к травмам или увечьям разумных существ – ученик почти наверняка будет исключен из Школы.
Вот уже 6 лет в Школе преподаются Методы Познания, которые учащиеся метко окрестили Защитой От Самих Себя (ЗОСС), которые помогают студентам не стать жертвами собственной неуемной любознательности, а также неосторожности. Курс обязателен для всех, кто ведет самостоятельный творческий проект, а, соответственно, с некоторыми оговорками является обязательным для всех учащихся.
За то время, что курс присутствует в учебной программе (с 1981 года), ситуация с научными исследованиями, в целом, улучшилась. Вместо традиционных трех-четырех исключений из Школы в год (в том числе посмертно), за последние шесть лет по этой причине исключили всего четверых.

Наложение наказаний
Любой преподаватель может назначить любое наказание любому ученику, кроме аспирантов. Аспиранты считаются персональными учениками своих преподавателей, и подчиняются только им и ректору школы.
Лучшие ученики школы обладают следующими правами:
- назначать журавль сроком до получаса любому ученику, не входящему в число лучших;
- просить преподавателей назначить более тяжкое наказание;
- перемещаться по территории школы после отбоя;
- требовать от учеников, не входящих в число лучших, соблюдения правил школы, дисциплины и проявления уважения;
- занимать в общей зале лучшие места.
Примерный список действий, за которые можно получить наказание
ВАЖНО: список не исчерпывающий, и на самом деле, можно быть наказанным даже за недостаточно гладко отглаженные шнурки.
1. Проведение неразрешенных экспериментов на себе и окружающих;
2. Нанесение тяжкого вреда соученикам;
3. Применение магии к персоналу школы, преподавателям;
4. Повреждение либо кража школьного имущества, либо имущества соучеников, персонала школы и преподавателей;
5. Оскорбительное и непочтительное поведение по отношению к старшим;
6. Способствовать прямо или косвенно разглашению местонахождения школы, и самостоятельно разглашать факты, связанные с ее местонахождением (Важная ремарка. Мщение за попытку раскрыть местоположение школы настигает даже тех, кто давно выпустился из Дурмстранга. Это весьма тщательно охраняемая тайна)
7. Прогулы обязательных занятий;
8. Нарушение дисциплины и помехи учебному процессу;
9. Бардак в учебных и личных помещениях;
10. Перемещение по территории школы после отбоя (с 03:00);
11. Вмешательство в чужие эксперименты;
12. Препятствовать лучшим ученикам школы в исполнении из обязанностей;

Виды наказаний
Из наказаний наиболее распространены:
- Журавль. Назначается за проступки любой тяжести, поскольку можно варьировать по сроку отстаивания. Подвернувшийся наказанию ученик стоит на одной ноге, сложив руки за спиной с оттопыренными локтями (вариант - расставив по сторонам руки для равновесия). Преподаватель может указать, где ученик должен отстоять журавля (если не указал, то прямо на месте), когда он должен это сделать (если не указал, то немедленно), как часто разрешено менять ногу (если не указал, то с любой частотой) и как долго стоять (если не указал, то пока назначивший наказание не позволит прекратить).
- Розги. Назначаются за тяжкие проступки. Каждый день вечером ректор назначает из числа учеников "ответственного по розгам" на завтра. Ему предстоит пороть тех, кто заслужит это наказание. Должность не является почётной. Получение розог может быть как приватным, так и на собрании Ветви, так и, в самом худшем для провинившегося случае - публичным, во дворе замка.
В центральном холле замка всегда стоит кадка с розгами. В обязанность заслужившего наказание розгами входит в течении часа после получения розог принести в кадку 10 розог в замен сломанных при его порке.
- Отработки. Назначаются за порчу школьного имущества или в качестве наказания за проступки, причинивший материальный вред другим людям. Могут заключаться в выполнении любой полезной работы.
Отработки могут также назначаться не в качестве наказания, а в качестве педагогических мер, например, можно обязать старший курс месяц прислуживать младшему, выворачивая наизнанку традицию дедовщины, или обязать следить за тем, посыпаны ли дорожки песком. Но в случае, если отработка назначается не за явно обозначенный проступок, назначать её имеет право только декан (или любой из деканов для учеников 1-2 курса).
- Лишение пищи и сна. Не часто применяемое наказание за проступки, связанные с невоздержанностью и распущенностью, но могут назначаться за любые проступки по усмотрению преподавателя. Заключаются в отлучении от общей трапезы и проведении ночи за какой-либо отработкой вроде перебирания гречки - монотонный труд, которым можно заниматься всю ночь.
- Наложение чар. Применяется в воспитательных целях, когда преподаватель желает, чтобы наказание было ещё и уроком.
Также могут свободно применяться любые другие способы причинения дискомфорта и физической боли. Но они применяются редко, преподавателями, желающими продемонстрировать свою изощрённость, или настолько выведенными из себя, что считают необходимым сотворить что-то особенное.

Формально приказами ректоров запрещены:
- Любые наказание, способные причинить непоправимый вред ученику или привести к его смерти;
- Использование Непростительных Заклятий на учеников в качестве наказания;
Отдельно стоит сказать об отчислении. Это не столько наказание - в случае, если отчисление производится за проступок, то сначала следует непосредственно наказание за проступок - сколько формальная декларация того, что школа не желает иметь с данным учеником ничего общего.
Отчисляют, как правило, за:
- за совершение тяжкого проступка, повлекшего смерть или связанного с высоким риском смерти, нападение на преподавателя, а также за любой проступок, сочтённый деканом достаточно тяжким;
- за неуспеваемость по обязательным предметам;
- за систематические прогулы обязательных предметов.
Решение об отчислении за совершение тяжкого проступка принимает декан. Ректор имеет право наложение вето на решение об отчислении за совершение тяжкого проступка.
Отчисление за неуспеваемость по обязательному предмету и за прогулы обязательных предметов - автоматическое.
Наиболее позорное отчисление - с удалением из списков. Оно обозначает, что школа вообще отказывается признавать факт того, что некий человек когда-либо имел к ней отношение.
Возможно отчисление по собственному желанию.

Школьная форма
Студенты всех Ветвей обязаны носить школьную форму, удовлетворяющую нижеследующим требованиям. Важными и обязательными отличительными составляющими формы являются:
- мантия с меховой оторочкой и застежками-«разговорами» (для зимнего времени)
На мантии обязательны характерные застежки-«разговоры», регламентированные в зависимости от курса и Ветви ученика.
Старшие курсы (с 5-го) курс носит - 4 застежки, младшие (до 3-го) - 3 застежки.
Для каждой Ветви используются различные цвета застежек:
Двенадцать лучших учеников – золотой;
Ветвь Винограда – синий
Ветвь Коня – зеленый
Ветвь Ножа – черный
Ветвь Светоча – белый
Ветвь Иконы – красный
- простая черная мантия (летом)
- шапка отороченная мехом (для девушек допустимы альтернативы)
Ученикам требуются форменные шапки с меховой оторочкой. Основа шапки (тканевая часть) отличается по цвету в зависимости от Ветви аналогично застежкам. Для девушек шапки не обязательны – могут быть заменены венком, лентами или платком.
- пояс
Тканевые пояса, носят на поясе, под мантией. Цвет отличается в зависимости от Ветви аналогично застежкам. Концы могут быть украшены кистями, привесками.
- перчатки или рукавицы (обязательны зимой вне помещения)

Одежда под мантиями
Одежда под мантиями менее строго регламентирована.
Для девушек допустимы: юбки (не короче колена) и блузы с жилетками или безрукавными корсажами, шальвары (или другие широкие штаны) и длинные туники (не короче середины бедра), платья (не короче колена).
Для юношей допустимы: разнообразного покроя штаны традиционных цветов (черный, серый, темно-синий + красные шальвары), рубашки (белые, черные, красные), жилеты

Также рекомендуемыми (но не обязательными) и типичными для каждой Ветви особенности в одежде являются:
Ветвь Винограда - носят венки, косы с вплетенными цветами, лентами; бусы, различные украшения, в основном из природных материалов (зачастую они являются амулетами).
Ветвь Коня - носят меховые хвосты, перья на шапках, привески в виде животных (модно хвастаться своими охотничьими трофеями).
Ветвь Иконы - носят цепи (как символ бремени власти); всегда опрятны и одеты «с иголочки», создают приятный светский образ, ведь «встречают по одежке», всего в меру – украшений, вышивки
Ветвь Светоча – носят поясные сумки, наручи; одежда всегда удобна для проведений экспериментов, поэтому много элементов из кожи (как минимум наручи) – для защиты; волосы всегда убраны, чтоб «не лезли в лицо»
Ветвь Ножа - никаких украшений (строгость во всем - норма жизни); одежда темных тонов строгого и простого покроя

О магглорожденных.
Магглорожденные в Дурмстранге есть, но их достаточно немного по сравнению со школой Хогвартс. Официально со времени «Указа на дверь» 1976 года очень жестко контролируется вопрос с оплатой обучения, а у магглов почти никогда нет волшебных денег в достаточном количестве. Те магглорожденные волшебники, которым удалось попасть в Школу - в основном дети, крестными которых стали представители хороших магических семей. Крестные заботятся о своих подопечных и оплачивают их обучение, конечно, предполагая взамен в будущем приобрести благодарность и помощь от талантливого волшебника. Их принято называть младшей ветвью семьи, игнорируя их личные фамилии. Это, конечно, достаточно оскорбительно - но позволяет им учиться.

Опубликовано с разрешения мастерской группы Годные гриффиндорцы.
http://durmstrang-1987.livejournal.com/1517.html